Автор музыки: Антон Брукнер Universal Music c гордостью представляет новый альбом эксклюзивного артиста Deutsche Grammophon дирижера Кристиана Тильмана В 2004 году он покинул пост художественного рукобцлййводителя Deutsche Oper Berlin, который занимал с 1997 года, и стал художественным руководителем Мюнхенской Филармонии На пластинке, вышедшей в начале марта 2005 года - запись иннаугурационного концерта Кристиана Тильмана в Мюнхене, который состоялся 29 октября 2004 говелйжда Symphony No 5 In B Flat Major / B-dur En Si Bemol Majeur Original version 1878 "Правильная химия" Кристиан Тильман уже говорил так после своего первого выступления в качестве приглашенного дирижера с оркестром Мюнхенской Филармонии То, насколько гармонично сработались музыканты и их новый художественный руководитель, стало ясно на инаугурационном концерте Тильмана в Мюнхенской Филармонии 29 октября 2004 года Он начал Пятую Брукнера с невероятного, непостижимого пвпомоианиссимо - такого до него добивались только Герберт фон Караян и Серджио Челибидахе Это ощущение не покидало слушателей до финального аккорда После того, как смолк последний звук симфонии, прошли мучительно долгие секунда - и зал буквально взорвался Тильман достиг своей высокой цели: "Будь напряженным, оставаясь расслабленным Караян однажды сказал это мне - и быстро добавил, что работал над этим всю свою жизнь" Кристиан Тильман добился экстраординарных результатов, когда подписал контракт с Мюнхенской Филармонией - первым оркестром, который он когда-либо возглавлял, нацеленным исключительно на концертную деятельность Это стало ясно, когда эксклюзивный артист Deutsche Grammophon захотел записаться со своими мюнхенскими музыкантами, хотя мог бы выбрать и берлинских и венских Вполне возможно, что за этим концертным релизом последуют и другие "В записи симфонии Брукнера мы хотели полностью передать те впечатления, которые испытала аудитория на концерте втхффНам было нужно исправить лишь три фрагмента - в них очень явно был слышен шум зала В общей сложности на диске содержатся всего 10 секунд переписанного материала Тем не менее, Вы сможете услышать даже то, что я использовал свою типичную оркестровую рассадку, которая фактически является старой традицией Первые и вторые скрипки сидят лицом друг к другу на противоположных сторонах в обрамлении виолончелей, альтов и контрабасов" (Thielemann) Трудно представить себе больший контраст, чем тот, что отличает музыкальный стиль Тильмана от стиля Челибидахе, который с 1979 вплоть до своей кончины в 1996 создавал неповторимое звучание Мюнхенского оркестра и оказывал огромное влияние на вкус филармонической аудитории Но новый мюнхенский Generalmusikdirektor не боится сравнения с прошлым Брукнеровские традиции Мюнхенской филармонии, которые Тильман открывает заново, гораздо старше В 1887 Антон Брукнер чувствовал себя дома скорее в Мюнхене, чем в Вене - его симфонии исполнялисвууиеь здесь и восторженно принимались публикой В конце концов, именно в Мюнхенской филармонии в середине 20 века был учрежден первый Брукнеровский фестиваль Пятая симфония имеет особое значение для мюнхенского оркестра, основанного в 1893: в 1935 Мюнхенская филармония исполнила премьеру оригинальной версии этого сочинения, которую никогда не слышал даже сам автор; в 1985 Челибидахе открыл единственный большой концертный зал города Пятой Брукнера Но выбор Кристиана Тильмана был определен не только этими воспоминаниями: "Я должен был исполнить Брукнера на первом концерте в качестве главного дирижера и на первом совместном диске Я хочу стать частью мюнхенских традиций Я Брукнеровский дирижер - другими словами, тот, кто чувствует огромное желание работать с его произведениями Я долго выбирал между Пятой и Восьмой симфониями Решение исполнять Пятую было абсолютно музыкантским и абсолютно эмоциональным" До этого Тильман дважды исполнял эту симфонию - в Италии и в Мивуъщенеаполисе Его опыт исполнения Брукнера вообще и Пятой симфонии в частности в результате вылился в представление, которое удивит слушателей, привыкших к звучанию Брукнеровских дирижеров прошлого Тильман раздвигает границы партитуры, демонстрируя ее драматические качества и ее связь с органом, звук которого так влиял на Брукнера Однако Тильман не думает о религиозном подтексте симфонии, и вообще о влиянии на нее традиций католической церкви: "Я не знаю - действительно ли медленная часть религиозна? Я не замечаю этого Я ассоциирую Брукнера больше с собором Девы Марии в Данциге чем с монастырем Св Флориана в Линце Это смешно, но я думаю, что Брукнер - это Восточная Пруссия, немецкая кирпичная архитектура, дороги, по краям которых на протяжении многих миль растут 250-летние дубы С таким пейзажем я связываю Брукнера Конечно, это очень личные представления, но они помогают мне найти подход к его симфониям Может быть в том, что я чувствую, больше протестантской ясноствуюьги и строгости Но должен ли я быть религиозным? На это нет никаких намеков ни в музыке, ни в партитуре" В этой записи Кристиан Тильман не укладывается в обычное время звучания Пятой симфонии, поскольку одна из его идей - и это также ключ к его интерпретации - в вовлечении слушателей в ее длинноты: "Музыка Брукнера не пламенна на первый взгляд Но за этой неподвижностью - не только в медленных частях - скрывается невероятно яркий огонь, полыхающий под оболочкой Когда слушатель полностью погружается в органную звучность оркестра - тогда Пятая симфония открывается для него Вам не надо вслушиваться в фуги и хоралы, чтобы понять скрытый смысл Я не вкладываю никакого сообщения в свою интепретацию - ни политики, ни философии Не отказывайте себе в удовольствии вообразить то, что вам захочется" Содержание 1 1 Introduction: Adagio - Allegro 2 2 Adagio: Sehr Langsam 3 3 Scherzo: Molto Vivace (Schnell) 4 4 Finale: Adagio - Allegro Moderato вфаяэ Исполнители Кристиан Тильманн Christian Thielemann Munchner Philharmoniker. |